Магия — очень емкая метафора для всего «иного». Мы уже применяли ее в квир-дискурсе в нашем подкасте Modern Magic, например. Я думаю, что очень часто «иными», «не такими» признаются люди с ментальными заболеваниями. Диагнозы могут использоваться как оскорбления, а сами персоны на протяжении веков подвергаются дискриминации и изоляции. Ведьмы также часто сталкиваются с подобным. А если сегодня сказать на вечеринке, что ты делаешь заклинания или раскладываешь таро, то можно получить в свой адрес эйблистские слёры (slur — английское слово, которое обозначает оскорбительные слова, которые базируются на том или ином виде дискриминации).
Мне стало интересно, как взаимосвязаны эти две области — ментальное здоровье и ведьмовство. Так как я сама недавно получила свой диагноз, эта тема особенно живо откликается во мне, поэтому ждите много текстов!
╰╮✾╭╯✯╰╮✾╭╯
Многие статьи, на которые я натыкалась, трактуют ведьмовство как «примитивный способ» распознать либо маркировать ментальное расстройство. Например, в статье The History of Mental Illness есть очень много примеров того, как психические заболевания объяснялись либо лечились с помощью эзотерических практик. Ниже будет несколько пассажей оттуда.
Древний человек верил, что психические заболевания являются результатом сверхъестественных явлений: духовная или демоническая одержимость, колдовство, сглаз или разгневанное божество, и поэтому реагировал на них столь же мистическими, а иногда и жестокими методами лечения. Например, могли делать трепанацию, чтобы злой дух вышел через отверстие в голове.
В древней Месопотамии священники-врачи лечили психические расстройства с помощью магических и религиозных ритуалов, поскольку считалось, что они маскируют одержимость демонами. Для изгнания злого духа использовались заклинания и другие различные мистические ритуалы. Другие средства пытались воззвать к духу с помощью более человеческих средств — угрозы, подкуп, наказание, а иногда и подчинение, как надеялись, будут эффективным лекарством.
В Древнем Египте также часто использовали магию для лечения болезней неизвестного происхождения, которые часто считались вызванными сверхъестественными силами, такими как демоны или разгневанные божественные существа. Они также разделяли древнегреческую веру в то, что истерия у женщин (сейчас используют термин диссоциативные расстройства) была вызвана «блуждающей маткой», и поэтому применяли окуривание влагалища, чтобы вернуть орган в надлежащее положение.
На протяжении всего средневековья и до массового создания психиатрических клиник лечение психических заболеваний предлагалось врачами-гуманистами, медицинскими астрологами, аптекарями и народными или традиционными целителями. Помимо светских экзорцизмов, были доступны молитвы, амулеты, амулеты и другие мистические методы лечения. В XVII веке были популярны астрологические талисманы, они изготавливались из олова или латуни. Талисман для того или иного состояния отливался в определенный период в соответствии с движением небесных тел. Также на шее носили обрывки латинской литургии, завернутые в бумагу, завернутые в лист полыни или зверобоя и перевязанные тафтой. Также использовались амулеты, дополненные молитвами и чарами, чтобы успокоить беспокойные умы, предотвратить мистическую инфекцию и защитить от ведьм и злых духов. Успокоительные средства в XVII веке состояли из зерен опиума, мазей и настойки опия, чтобы «облегчить муки» психических заболеваний.
╰╮✾╭╯✯╰╮✾╭╯
Однако важнейшим событием для совместной истории ведьмовства и ментальных заболеваний стала охота на ведьм. Эти процессы в Европе конца XV — середины XVII века стала для врачей поводом вмешаться в дела инквизиции и государственного суда.
В 1577 году вышла работа Иоганна Вейера De praestigiis daemonum, название которой можно перевести как «О проделках демонов». Вейер утверждал, что обвиняемые в колдовстве сами попали под дурное влияние дьявола, а значит они не заслуживают строгого наказания за это. Также он отмечал, что причины такого взаимодействия не сверхъестественные, а психологические.
Вейер пытался доказать, что дело в ментальных заболеваниях и что обвиняемых надо не пытать и казнить, а предоставлять им необходимое лечение. Правда, в те времена инфраструктуры для людей с психическими заболевания не было совсем. Первая специализированная психиатрическая клиника — лондонский Бедлам — появилась в Европе только в XVIII веке. Хотя эти больницы едва ли можно назвать хоть сколько-то гуманной помощью пациентам. В том же Бедламе людей приковывали цепями и били «в профилактических мерах». И хотя ситуация с клиниками улучшилась, ужасающие истории о психоневрологических диспансерах нередко можно услышать и сегодня. Например, об этом много пишет издание «Такие дела».
Вернемся к Вейеру. Именно отсюда идут корни «психиатрической» трактовки причин охоты на ведьм. Ее смысл заключается в том, что большинство обвиняемых в колдовстве на самом деле имели психические заболевания, которые не могли идентифицировать.
Резкие перемены настроения, галлюцинация, нарушения речи — одни из многих симптомов шизофрении и диссоциативного расстройства идентичности. Долгое время такие состояния всячески демонизировались. Семья, в которой был человек с такими симптомами, принимала его за «марионетку дьявола» и вызывала священника для изгнания бесов.
А произведение Вейера помогло перевести дискурс о ведьмах из юридического и религиозного поля в медицинское. В 1559 году другой врач Левинус Лемниус в книге «Occulta naturae miracula» также написал, что причина симптомов не в дьявольском воздействии, а в работе мозга человека. Однако есть много спекуляций относительно того, что Вейер мог сам заниматься колдовством. Он был учеником Агриппы Неттесгеймского, а приложение к его трактату содержало гримуар и пособие по вызову 69 демонов. Поэтому его версия происходящего не исключает иррационального компонента. Что ценного в его работе и почему психиатры середины XIX века так рьяно обратились к его наследию — он считал, что разбирательство с делами о ведьмовстве не должно быть монополией богословов. А ведь до определенного момента в истории (до институционализации медицины как научной области) ментальные заболевания были юрисдикцией именно церкви. Поэтому на заре становления психиатрии как самостоятельной дисциплины было очень важно провести водораздел между ней и религией.
По данным Национального института здоровья США, «большое количество казненных были предполагаемыми ведьмами именно из-за признаков психических заболеваний». Есть мнение, что прекращение охоты на ведьм ознаменовало новый этап в истории психиатрии — даже скорее ее появление и институционализацию.
Часть исследователь_ниц полагают, что нельзя говорить о том, что психические заболевания были у более чем половины осужденных. Действительно, таким образом можно объяснить часть случаев, но большинство — нет. У охоты на ведьм было множество социально-политических причин: усиление капитализма, государства, патриархатное противодействие автономии женщин. Об этом пишет, например, Сильвия Федеричи в книге «Калибан и ведьма». Часть обвинений можно объяснить массовыми галлюцинациями — например, из-за спорыньи. Действительно, среди людей, которых маркировали как «одержимых» был большой процент имеющих психические расстройства, однако в ведьмовстве обвиняли самых разных персон и по самым разным причинам. Подробнее об этом заблуждении можно прочитать в этой статье.
╰╮✾╭╯✯╰╮✾╭╯
Дискриминация людей с ментальными заболеваниями все еще сильна во всех обществах мира. Хотя есть позитивный тренд повышения осведомленности о психическом здоровье, это распространено только среди узкой прослойки людей. К примеру, в моем окружении большинство людей с пониманием и поддержкой относятся к моему диагнозу, но родителям я не решаюсь рассказать — боюсь столкнуться с обесцениванием.
Есть интересные случаи столкновения таких предрассудков и магических верований. В Гайане многие ассоциируют симптомы ментальных расстройств с колдовством. Гайанское общество стигматизирует больных и нередко угрожает физической расправой, причем с поддержкой местных духовных лидеров
╰╮✾╭╯✯╰╮✾╭╯
Мы выяснили некоторые точки соприкосновения ведьмовства и магии с ментальным здоровьем. В нашем следующем тексте мы дадим слово персонам, которые занимаются таро, магией, астрологией. Они расскажут о том, как их духовная и эзотерическая сторона влияют на их ментальное здоровье.